Великий русский драматург родился 31 марта (12 апреля) 1823 года. В этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения. В честь этого события по всей стране проходят литературные вечера, театральные фестивали и другие культурные акции.
Творчество Островского стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Александр Николаевич Островский родился в купеческом районе Замоскворечье. Его отец окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде, а кроме того занимался и частной адвокатской практикой. Мать же следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника, прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом.
Таким образом, будущий драматург получил прекрасное образование. Он занимался танцами и пением, изучал европейские языки, читал книги из домашней библиотеки.
Литературой и театральным искусством Островский увлёкся во время учёбы в Первой Московской гимназии, в свободное время с удовольствием играл в драматическом кружке. Он часто посещал театр, полюбил его особый мир и часто с упоением рассказывал друзьям о постановках, игре актёров.
Отец считал, что образование должно впоследствии приносить прибыль. Так юный Александр в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако окончить курс ему так и не удалось: сказалось увлечение спектаклями. И даже работа в суде, где рассматривали преимущественно семейно-бытовые конфликты, интересовала его разными делами и людскими судьбами.
Самые необычные дела Островский втайне переписывал себе в отдельную тетрадь; там же он помечал поведение и внешность истцов и ответчиков.
И вот наступает момент, когда Островский пробует писать очерки и пьесы. В них были представлены хорошо знакомое ему Замоскворечье, быт и нравы купечества. Вскоре в газете «Московский городской листок» напечатали текст первой его пьесы под названием «Картины семейного счастья». Автор вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё признание». Это был день, когда драматург с успехом прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырёва. И удостоился похвалы от хозяина: «Работайте, у вас большой талант».
Настоящий успех пришёл с комедией «Свои люди – сочтёмся» (второе название – «Банкрот»), написанной в 1849 году. По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и её муж, и он отправился в тюрьму.
Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чём-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!».
Однако императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов выразился так: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». В 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и её переиздание. А когда начинающего автора уволили со службы, его приютил журнал «Москвитянин», где и печатались первые его произведения.
Островский говорил: «Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, – великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нём дикого и грубого, с чем он должен бороться».
Вскоре драматург создаёт пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие. С них началось триумфальное шествие произведений Островского по театральным сценам.
Многие пьесы в дальнейшем также получали названия по крылатым русским пословицам. Они стали новым словом в отечественной драматургии: публику привлекали лёгкий язык, колоритные, узнаваемые характеры и умело изображённые социально-нравственные противоречия.
Летом 1856 года Островский отправился в этнографическую экспедицию по Волге, а через несколько лет побывал в европейских странах. Впечатления и истории, рассказанные собеседниками, легли в основу новых произведений драматурга: «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Старый друг лучше новых двух», «На бойком месте» и т. д.
В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского. А спустя всего несколько месяцев он закончил работу над известной нам ещё со школы драмой «Гроза». Вместе с такими пьесами, как «Женитьба Бальзаминова», «Лес», «Бесприданница», «Без вины виноватые» «Гроза» вошла в золотой фонд русской литературы.
В этот же период великий драматург погружается в изучение отечественной истории и создаёт ряд произведений, в основном посвящённых периоду Смутного времени (автор определял их как «исторические хроники в стихах»): «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.
Александр Островский: «Нет дня в году, чтобы в пяти-шести театрах не шла моя пьеса».
Николай Добролюбов: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны».
Интересный факт: в 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Ильичу Чайковскому (а в 1881 году свой вариант создал Николай Андреевич Римский-Корсаков).
В 1865 году драматург стал одним из создателей Артистического кружка. Его участники устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный театр.
А в следующем десятилетии Островский возглавил «Общество драматических русских писателей», отстаивавшее права не только литераторов, но и всех сотрудников, чьё творчество было связано с театральной деятельностью.
Островский ставил перед собой большие задачи. Он хотел реформировать театральное искусство, сделать его доступным всем слоям населения, интересным и современным.
В какой-то степени задумка удалась. Возможности для этого были: драматурга назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало.
К сожалению, напряжённая работа истощила его организм. 2 (14) июня 1886 года Островский скончался в своём костромском имении Щелыково.
Александр Николаевич Островский стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы неоднократно переиздавались и до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга поспособствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актёрского мастерства.
Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
Всего в течение жизни Островский создал порядка 50 произведений для театра, а кроме того переводил и отдельные тексты пьес зарубежных драматургов: Гольдони, Сервантеса, Шекспира.
Многие произведения автора впоследствии были экранизированы (причём некоторые неоднократно). Именем Островского назван ряд учреждений культуры и улиц, а также целый посёлок в Костромской области. В местах, связанных с жизнью великого драматурга, установлены памятники и мемориальные доски. Также под эгидой его творческого наследия периодически проходят театральные фестивали.