Дата публикации: 10.09.2024
…Не знаем, как сейчас, а раньше книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» проходили в девятом классе. Так и остались у нас в памяти сведения об Александре Радищеве: мол, автор отразил нравы и быт русской глубинки, критиковал крепостное право и надеялся на социальный прогресс. Конечно, всё это верно, но только в общих чертах. Нам же стоит познакомиться с биографией писателя, а также с историей создания главного его произведения подробнее.
Итак, Александр Николаевич Радищев родился в дворянской семье 31 августа 1749 года – по старому стилю 20 августа – в Верхнем Аблязове Пензенской губернии (и угадайте теперь, как ныне называется это село). О предках его известно вот что. Отец, Николай Афанасьевич, был сыном денщика самого Петра I. Он получил блестящее образование: изучил несколько языков, интересовался богословием и историей, собрал великолепную библиотеку и увлекался сельским хозяйством. Мать, Фёкла Степановна, происходила из старинного дворянского рода, а её родственник Алексей Аргамаков стал первым директором Московского государственного университета, который открылся в 1755 году.
Детство мальчика прошло не только в вышеупомянутом селе, но и в Немцове Калужской губернии, родовом имении отца, а также в Москве. Родители сохраняли добрые отношения с крестьянами и не препятствовали общению своих детей с крепостными. Поэтому неудивительно, что впоследствии в одной из глав «Путешествия…» Радищев тепло вспоминал свою нянюшку Прасковью Клементьевну, а грамоте его обучил дядька Пётр Мамонтов по прозвищу Сума. Так что Александр рос, по выражению литературоведа Дмитрия Благого, «в мире народного творчества, интерес и любовь к которому он сохранил на всю жизнь…».
Стремясь дать ребёнку хорошие знания, родители не ограничились услугами домашних учителей. Они отдали сына на воспитание в дом дяди по матери, и Саша учился вместе с его детьми. Гувернёром их был француз, убеждённый республиканец, а уроки давали лучшие профессора Московского университета.
В год восшествия Екатерины II на престол (1762) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Это было элитное учебное заведение – вот только обучали в нём не наукам, а придворному этикету и танцам. Тем не менее, Александру повезло: по решению императрицы 12 лучших выпускников корпуса надлежало отправить на учёбу в Лейпцигский университет. И он сумел попасть в их число.
В Германии студенты слушали лекции по философии, праву, логике, математике, иностранным языкам, читали и обсуждали труды французских просветителей. Радищев особенно любил занятия по словесным наукам у философа и поэта Геллерта. К этому же времени относится и первый его литературный опыт: перевод брошюры «Желания греков – к Европе христианской» Антона Гика.
Нравы в студенческой среде были весьма вольными, но существовал и надзор в лице майора Бокума. Однажды студенты даже решились на бунт против него – и были за то арестованы. Впрочем, обошлось без серьёзных последствий: русский дипломат, князь Александр Белосельский-Белозерский, добился освобождения виновников из-под стражи и настоял на продолжении их учёбы.
Радищев вернулся на Родину в 1771 году. В чине титулярного советника он был принят на работу в Сенат в должности протоколиста. Надолго юноша там не задержался и вскоре перешёл на службу к генералу Брюсу, получив должность военного прокурора (на языке тех лет «обер-аудитора»). В это время Александр подружился с издателем Николаем Новиковым, выпускавшим сатирический журнал «Живописец». Там-то и вышли первые работы Радищева: перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории», сочинение «Офицерские упражнения» и наброски будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1775 году начинающий литератор женится на сестре приятеля по университету Анне Рубановской. Он выходит в отставку, однако спустя два года начинает службу в Коммерц-коллегии. Тогда же и состоялось его знакомство с графом Воронцовым, ставшее впоследствии судьбоносным.
В 1780 году Радищева в чине надворного советника Казённой палаты назначили в помощники управляющего петербургской таможней. Карьера быстро пошла в гору, но через три года вполне благополучная жизнь омрачилась семейной трагедией: супруга, подарившая мужу трёх сыновей и дочь, скончалась во время тяжёлых родов. Сестра Анны Елизавета Васильевна взяла на себя заботу о детях и затем фактически стала второй женой Александра Николаевича.
Литературные занятия до поры до времени не мешали государственной службе. Именно в 1780-ых гг. Радищев создаёт главное своё произведение, пишет и другие сочинения в стихах и прозе. В конце десятилетия он вступает в Общество друзей словесных наук, в журнале которого «Беседующий гражданин» появляются его общественно-политические и философские статьи. Но вот законченное к этому моменту «Путешествие из Петербурга в Москву» не решается опубликовать никто.
Тогда Радищев создаёт типографию прямо у себя дома – и добивается разрешения на публикацию своего труда. Каким же образом? Петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, не прочитав рукопись, решил, руководствуясь оглавлением, что перед ним очередной (и, стало быть, совершенно безобидный) путеводитель в жанре популярного в ту эпоху сентиментального путешествия.
Действительно, формально книга соответствует канонам этого жанра. Но только формально. Уже спустя две-три недели после выхода из печати – в июне 1790 года – о произведении говорил буквально весь Петербург: хотя тираж был смехотворным даже по нынешним временам (по словам автора, где-то 640-650 экземпляров), да и разошёлся не весь, «Путешествие…» передавали друг другу и, случалось, даже переписывали.
Попала книга и в руки Екатерины II. Далее цитата: «Ея императорское величество, сведав о вышедшей недавно книге под заглавием “Путешествие из Петербурга в Москву”, оную читать изволила и, нашед ея наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многия в обществе расстройства, указала исследовать о сочинителе сей книги».
Стоит упомянуть, что в это самое время как раз происходили события, которые историки нарекут потом Великой Французской революцией. Естественно, на фоне такого социального потрясения, вызвавшего брожения во многих и многих умах, ничего хорошего писателю ждать не приходилось.
Сам Радищев, осознав опасность, распорядился сжечь все нераспроданные экземпляры книги. Остальное довершила полиция. Вечером 30 июня автора прямо дома арестовали и отвезли в Петропавловскую крепость. Июль стал месяцем допросов, и последовал приговор: смертная казнь! Мучительно тянулось время, но вот, наконец, в сентябре высшую меру в отношении «бунтовщика хуже Пугачёва» императрица лично заменила десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, на документе собственноручно начертав: «Едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей Вселенной».
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба опального писателя: после казематов Петропавловки до места ссылки тот мог и не доехать. Помог покровитель, граф Александр Воронцов. Он предлагал губернским чиновникам посодействовать другу, подкрепляя свои просьбы деньгами.
А что же Радищев?
А Радищев, затратив на дорогу больше года (!), по прибытию на место вновь продолжает писать. Он создаёт дорожные записки и «Сокращённое повествование о приобретении Сибири», а также погружается в философию на страницах работы «О человеке, о его смертности и бессмертии».
Из ссылки Александра Николаевича вернул Павел I. Раньше срока, но без амнистии: писателю разрешили поселиться в Немцове без права выезда. К слову, в европейскую часть России он возвратился уже без жены: та заболела и, несмотря на предпринятые усилия, умерла в Тобольске, где и была похоронена.
В деревне Александр Радищев написал экономический трактат «Описание моего владения», где пытался доказать необходимость и выгоду освобождения крепостных крестьян. И вот в 1801 году, казалось бы, забрезжил луч надежды: ведь с именем Александра I многие связывали возможность реформ. При новом императоре Радищев получает свободу и возвращается в Петербург, где по рекомендации графа Воронцова его привлекают к работе в только что созданной Комиссии составления законов.
Александр Николаевич воодушевлённо трудится над проектом «Гражданского уложения», но очень скоро выясняет, что всерьёз его предложения рассматривать никто не намерен. Более того, ему недвусмысленно намекают, что дело может окончиться повторной ссылкой.
Подорванное в Сибири здоровье, помноженное на немолодой уже возраст и постоянную тревогу, начало стремительно ухудшаться. 12 (24 по новому стилю) сентября 1802 года Александр Радищев скончался. Его смерть, которая многим показалась внезапной, породила несколько версий.
Незадолго до этого он начал – и не закончил – две поэмы: «Песни древние» и «Песнь историческая». Они были основаны на фактах древнеримской истории, но в текстах легко угадываются современные автору события. И не только современные: взаимоотношения народа и власти – тема, претендующая в литературе (и не только) на звание «вечной».
Также Радищев оставил по себе фразу, которая кому-то могла показаться загадкой: «Потомство отомстит за меня». Теперь, по прошествии двухсот с лишним лет, мы не удивляемся этому, зная, что его полузабытое имя вернулось к читателям после Октябрьской революции. Правда, с изучением «Путешествия из Петербурга в Москву» тоже оказалось всё не так просто. В разные десятилетия советской власти, начиная с 1933 года, в школе это произведение почти никогда не освещалось полностью, но главное – всё время менялись акценты в его восприятии (за подробностями отсылаем к статье А. А. Костина «А. Н. Радищев в советской школе»). Тем не менее, сейчас у нас есть возможность познакомиться с творчеством Александра Николаевича самостоятельно и составить о нём собственное мнение. И начинать можно как раз с «Путешествия из Петербурга в Москву».