Главная/Блог/Александр Чаковский: Воспевший подвиг Ленинграда

Александр Чаковский: Воспевший подвиг Ленинграда

YDNoArH-TQ8

«Немногие знают, что, согласно плану ведения войны против Советского Союза «Барбаросса», первой главной целью фашистов была не Москва, а Ленинград. Захватить его собирались уже через месяц после начала войны, а всю военную кампанию планировалось завершить к началу зимы 1941-42 годов. Ни о какой блокаде Ленинграда и речи не было», – пишет в исследовании «41-й стрелковый корпус: подвиг и забвение» О. Н. Евтушенко (фрагмент этой книги планируется к изданию в очередном выпуске альманаха «Литературная Луга»).

Битва за Ленинград стала самым длительным сражением Великой Отечественной войны. Блокада города на Неве – трагическая страница нашей истории, продемонстрировавшая невероятное мужество и стойкость его защитников всему миру. В нечеловеческих условиях Ленинград выжил, не позволяя врагу перебросить войска и технику на другие участки фронта.

Подвигу ленинградцев посвящено немало документальных и художественных произведений. Одним из самых известных авторов, разрабатывавших данную тему, был писатель и журналист Александр Борисович Чаковский.

Родился он 13 (по новому стилю 26) августа 1913 года в семье врача. Место рождения – как раз Санкт-Петербург (на тот момент – столица Российской империи). Однако «детство, отрочество, юность» его прошли в Самаре. Обратим внимание на такой факт: в школьные годы Александр ездил в деревню ликвидировать неграмотность и являлся «подручным» уполномоченного по коллективизации, а также редактором стенгазеты. Выдвинуться на первые роли ему помогал характер: парень рос активным и любознательным. Да и время перемен предполагало яркое к ним отношение… Позднее Чаковский не только сделает блестящую литературную карьеру (причём, по сути, без всякой протекции), но и станет видным общественным деятелем. На упрёки в излишней заметности он отвечал: «Скромность – верный путь к безвестности».

Окончив школу в 1930 году, Александр отправляется в Москву. Трудовую деятельность он начал на электрозаводе: работал помощником монтёра, самим монтёром и, наконец, на административной должности. Тогда же стал печататься в многотиражной газете. Следует отметить, в этот период подобный дебют был типичным для многих писателей и журналистов.

Рабочий стаж был необходим для поступления в вуз. Учась на вечернем отделении юридического института, Чаковский одновременно трудился в штате редакции газеты Московского военного округа «Красный воин» и всё больше увлекался публицистикой. Печататься начал в 1937 году в качестве критика. Впоследствии он вспоминал об этом времени так: «Написал книжку. Она имеет глубоко "поэтическое" название: «Как термичка изгоняла брак». А сверху было напечатано: "Рабочий электрозавода А. Чаковский". Гордился я этой книжкой больше, чем моим собранием сочинений!».

Решив всерьёз стать писателем, Александр поступает в Литературный институт им. М. Горького, а затем и в аспирантуру Московского института философии и литературы. Он специализировался на западноевропейской литературе и опубликовал ряд исследований. В печати хвалили его книгу о французском писателе Анри Барбюсе, особо отмечая её воспитательное значение.

В 1941 году Александр Чаковский становится членом Союза писателей СССР и вступает в ВКП(б). Перед самой войной выходит в свет его работа под символическим названием «Кого фашисты сжигают (Страницы из жизни Генриха Гейне)».

В годы Великой Отечественной войны многие писатели работали военными корреспондентами. Не стал исключением и А. Б. Чаковский: в газете «Фронтовая правда» появляются его репортажи, очерки и рассказы. А весной 1942 года он впервые побывал в блокадном Ленинграде. Так началась его работа над трилогией о людях героического города «Это было в Ленинграде» (полностью завершена и издана уже после войны).

Постепенно складывается особый авторский стиль: лирическое начало, художественная образность уравновешиваются стремлением к фактографичности, подлинному и точному изображению действительности. Такой жанр обычно именуют документально-художественной прозой. Он как нельзя лучше подходит для описания событий исторического значения.

С большим желанием Чаковский отправляется в литературные командировки. Так, роман «У нас уже утро» (1949), получивший Сталинскую премию, родился в результате поездки на Сахалин и Курильские острова. В качестве корреспондента писателю довелось побывать в охваченной огнём гражданской войны Корее, а затем и во Франции (книги «Хван Чер стоит на посту» и «Тридцать дней в Париже»).

Многие произведения Александра Чаковского посвящены морально-этическим проблемам. Упоминая повести «Год жизни» и «Свет далёкой звезды», роман «Дороги, которые мы выбираем», снова нелишним будет упомянуть о воспитательном значении этих книг. Прекрасно, когда литература способна пробудить в читателе возвышенные чувства (кстати, одна из рецензий, посвящённых разбору творчества писателя, называлась на «Романтических парусах»).

И всё же больше захватывали Чаковского масштабные замыслы, великие исторические события. Огромное количество материала (мемуары, архивные документы, свидетельства очевидцев и др.) позволяет ему приступить к созданию романа-эпопеи «Блокада». На эту работу у писателя ушло целых семь лет, в 1978 году она была удостоена Ленинской премии. Результатом стало появление на свет пяти книг, одна из которых затрагивает тему оборонительных боёв на Лужском рубеже в июле-августе 1941 года.

Что очень важно, в соответствии с замыслом этот роман охватывает широчайший круг героев, вовлечённых в одно историческое действо: от самых простых людей до военачальников и правителей. Генералы и маршалы не обезличены и показаны каждый в соответствии со своим характером. Так, к особым удачам книги критики относят образ Г. К. Жукова: по словам В. А. Шошина, «он показан поистине в ярком вдохновении, в высоком взлёте ума и воли, полководческое его мышление автор представляет по духу своему истинно народным». Удачно сочетает Чаковский близкую и далёкую перспективу: вот мы читаем об отдельном – казалось бы, малозначительном – эпизоде битвы за Ленинград, а вот мысленно переносимся в Ставку (Генеральный штаб Красной Армии) или на совещание антигитлеровской коалиции.

Во многом именно поэтому так хорошо – на едином дыхании – смотрится и экранизация «Блокады», вышедшая в середине 1970-ых гг. Фильм с большим интересом был встречен в нашей стране и за рубежом, вызвал множество положительных откликов.

Продолжая развивать в своём творчестве тему Великой Отечественной войны, Александр Чаковский создал ещё несколько произведений, самым известным из которых стал роман «Победа». В значительной степени он посвящён послевоенному устройству мира, поэтому центральным его событием можно считать прошедшую в 1945 году Потсдамскую конференцию. Важным явлением стало и появление одноимённого кинофильма.

Жанр исторической романистики писатель продолжил в 1980-ых годах романами «Неоконченный портрет» и «Нюрнбергские призраки». Это не только обращение к прошлому, но и устремление в день сегодняшний и завтрашний. Именно после выхода панорамных романов Чаковского о художественно-политической литературе стали говорить «как о новом потоке искусства, ищущем свои жанровые берега».

Занимаясь воплощением столь масштабных замыслов, не забывал писатель и об актуальных проблемах, выступая в качестве критика и публициста. Этому способствовало – и даже в какой-то степени обязывало – его положение. Дело в том, что в 1955 году Чаковский возглавил журнал «Иностранная литература», а спустя семь лет на долгие годы стал секретарём правления Союза писателей СССР и главным редактором «Литературной газеты». То была целая эпоха. В воспоминаниях под названием «Неповторимый А. Б. Ч.» Юрий Петрович Изюмов, почти десять лет проработавший в «Литературке» первым заместителем, пишет: «Лично я считаю Чаковского редактором номер один всего советского периода. Придуманная и созданная им 16-страничная «Литературная газета» явилась совершенно новым типом издания. Единственная и неповторимая, как её редактор, она во многом выражала, а в чём-то и предопределяла развитие советского общества, была неотъемлемым явлением его духовной жизни».

И это ещё не всё. На протяжении тридцати с лишним лет писатель был депутатом Верховного Совета СССР, что налагало особую ответственность. На этой должности и на посту главного редактора А. Б. Чаковский многим сумел помочь, хотя были у него, безусловно, и завистники, и враги.

Вновь обратимся к воспоминаниям Ю. П. Изюмова:

«По характеру А. Б. Ч. был человеком резким, агрессивным. Это проистекало и из его темперамента, и убеждения, что наступление – лучшая оборона. На съездах, пленумах и совещаниях он был трибун, воитель, громовержец.

В обыденной же жизни – незлобивый и не злопамятный человек. Не помню случая, когда бы он кого-то уволил, строго наказал. Накричать, не сдерживаясь, – да. Первое время совместной работы меня такие эпизоды здорово выбивали из колеи. Видимо, поняв это, А. Б. Ч. объяснил: «Вы знаете, почему я ору? Орать мне велел мой доктор. Чтобы не было инфаркта или инсульта, сказал он, орите. Вам это необходимо для здоровья».

Выкричавшись, А. Б. Ч. тут же внутренне ставил точку на данной ситуации и затем продолжал общение, словно ничего не произошло.

Вообще же он ценил в людях воспитанность, умение себя вести. О тех, кто не обладал этими качествами, говорил: «Что вы хотите, воспитывался без гувернанток».

Был какой-то повод задать А. Б. Ч. вопрос: «Александр Борисович, вы не обиделись?» Он посмотрел на меня с искренним недоумением и нравоучительно произнёс: «Я обижаюсь только тогда, когда уверен, что меня хотели обидеть. Обижаться в других случаях – значит быть дураком».

В самый разгар Перестройки – в 1988 году – Александра Чаковского торжественно проводили на пенсию. Было на тот момент ему уже 75 лет. Позади оставалась целая жизнь, прожитая в советскую эпоху. Однако наступал новый период нашей истории – на авансцену выходили совсем другие герои.

…Именитый писатель, обладатель ряда государственных наград, А. Б. Чаковский скончался в ноябре 1994 года в Москве и похоронен на Новокунцевском кладбище. Теперь, спустя почти тридцать лет, на расстоянии действительно хорошо видится то главное, что привнёс в нашу культурную и общественную жизнь этот писатель. Надеемся, что новые читатели, знакомясь с его творчеством, откроют для себя не только роман «Блокада», но и другие произведения этого мастера слова.
Лужская централизованная библиотечная система
Библиотечно-библиографическое обслуживание
Все права защищены.
ИНН 4710030166
ОГРН 1094710001077
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; какие страницы открывает пользователь) в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Контакты
Ленинградская область. г. Луга,  ул. Набережная д. 1
Показать на карте
Пн-Пят
09:00-17:00
Свяжитесь с нами
Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами в течении 15 минут.
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
qr