На встречах «Союза лужских писателей» мы изучаем творческие биографии самых разных авторов: отечественных и зарубежных, знаменитых и забытых, классиков и современников. К сожалению, почти не встречаются среди них литераторы, чьи имена напрямую или хотя бы опосредованно связаны с нашим краем.
На очереди у нас разговор о прозаике, которого могут считать «местным» сразу несколько регионов, – в том числе и Лужский район.
17 октября 1935 года в Ленинграде родился Борис Алексеевич Рощин. Детство его прошло в деревне Раковичи, а трудовая биография фактически началась именно в Луге. Он овладел множеством профессий, среди которых слесарь, шофёр, формовщик, водолаз, техник-строитель, грузчик, экскурсовод (всего около двадцати специальностей). Служил в армии кадровым офицером, окончил военно-инженерное училище и несколько лет командовал аварийно-спасательными подразделениями подводников и взрывников. За личное мужество при спасении людей был награждён медалью «За отвагу».
И всё-таки у нас его знают прежде всего как писателя, журналиста и фотокорреспондента. Рощин не только работал в редакции газеты «Лужская правда», но и впоследствии неоднократно приезжал в наш район на встречи с читателями и в поисках материала для своих книг.
Начало именно литературной деятельности относится к 1956 году, когда в ленинградской окружной военной газете «На страже Родины» появились первые очерки и рассказы. Занимался в литературном объединении этой газеты, а также в ЛиТО «Мастерская» при журнале «Аврора». Начиная с 1973-го Рощин публикуется в альманахе «Молодой Ленинград», журналах «Нева», «Студенческий меридиан», «Звезда», «Пограничник», «Искорка» и др. Чуть позже он заочно окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей СССР.
Путь в «большую литературу» не был простым: возникало множество сомнений о том, что писать и как писать. Многочисленные отказы редакций газет и журналов не сломили начинающего автора. Он понял главное: нужно приходить «не из литературы в жизнь, а из жизни в литературу» (как написал о Рощине Василий Субботин). И в этом, конечно, помогла профессиональная деятельность, многочисленные встречи с самыми разными людьми, умение перенести их характеры и слова на бумагу.
В 1976 году вышла первая книга писателя, получившая название «Мужские будни». Затем появились и другие: «Встречи», «По родному краю с миноискателем и фотоаппаратом», «Не без добрых людей», «Открытая дверь», «Чай с антоновкой». В их составе не только художественные произведения, но и публицистические очерки.
Повесть «Не без добрых людей» (1981), например, рассказывала о людях, работающих на овощной базе. Вначале лишь студент-математик не побоялся открыто выступить против махинаций заведующего. Финал повести оптимистичен, однако критики отмечали, что психологической правде образа зачастую противоречит желание автора поскорее устроить всё «хорошо».
Появлялись его рассказы и в «Лужской правде». Газета писала: «Хорошо знающий жизнь, Рощин пишет размашисто, широким плотным мазком, с лёгким юморком. Характеры людей у него выявлены полнокровно, зримо. Основные герои очерков, рассказов и повестей Бориса Рощина – люди труда, конкретные или собирательные образы, взятые непосредственно из наших будней на страницы литературных произведений».
Один из рассказов даже стал призёром Всесоюзного конкурса, проводимого в 1982 году Союзом писателей СССР.
Подводя итог советскому периоду творчества Бориса Алексеевича, Сергей Воронин отмечал: книги написаны автором «с очень внимательным и заинтересованным взглядом на людей и жизнь, в которой всегда имеется и доброе, и злое, и смешное, и горькое… Они утверждают веру в человека».
Помимо писательской работы была ещё и общественная. Борис Рощин являлся членом редколлегий «Лениздата» и серии «Повести ленинградских писателей», рецензентом ряда издательств. А позже, в 1997 году, был избран профессором Международной Славянской академии.
Новый творческий импульс писателю дали перемены в стране, начавшиеся с середины восьмидесятых. В попытке художественно осмыслить происходящее с Россией Рощин создаёт роман «Железный люк в потолке» (вышел отдельным изданием в 2001 году). Он затрагивает как извечные вопросы бытия, так и самые больные проблемы современности, очень точно отражая социальные, национальные, политические и нравственные проблемы. Возникает ощущение, что колоритным и сочным языком в этой книге с читателем говорит само время, полное трагического мироощущения, но не лишённое и своеобразного юмора.
К сожалению, эта масштабная работа оказалась последней: писатель скончался 27 марта 2008 года. Есть сведения о том, что он похоронен именно в Луге, хотя завершающие годы жизни провёл в Петербурге и на Псковской земле.