Пик славы этого писателя пришёлся на конец XIX века. Вспоминают его, прежде всего, в связи с рассказом «Сон Макара», а также повестями «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». Владимир Галактионович Короленко находится в тени великих своих современников – таких как Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой. Однако своим творчеством и общественной деятельностью он внёс определённый вклад в изучение и развитие российского социума предреволюционной России.
Родился будущий писатель 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Его отец, наследник старинного казачьего рода, служил уездным судьёй и отличался неподкупной честностью (именно таким впоследствии изобразит его сын в рассказе «В дурном обществе»). Мать родилась в Польше, была дочерью помещика средней руки и занималась домом и детьми. В семье Короленко кроме Владимира было ещё трое детей: Илларион, Маша и Эвелина. Ещё одна дочь, Александра, скончалась от болезни в годовалом возрасте.
В 1867 году отец Короленко умер, не оставив после себя никаких средств к дальнейшему существованию семьи. Поэтому если раньше Владимир мог учиться в частном пансионе, гимназии и реальном училище, то теперь, не доучившись до конца в Петербургском технологическом институте, был вынужден искать учебное заведение, в котором имелась возможность получать стипендию. В итоге в 1874 году он поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Её он тоже не окончил, но уже по другой причине.
Дело в том, что Короленко примкнул к студенческому движению, которое как раз в то время отличалось особой активностью. За участие в волнениях Владимир был исключён из академии и отправлен в ссылку в Кронштадт. Она стала первой, но не единственной в биографии писателя.
Взгляды и моральные принципы сблизили его с народниками. Жена –Авдотья Семёновна Ивановская – была из тех же кругов; она стала верной спутницей, а также первым критиком и секретарём своего мужа. Литература вообще, если можно так выразиться, стала фамильным бизнесом семьи Короленко: дочь Софья Владимировна вела переписку с издательствами, а потом стала редактором посмертно изданных книг своего отца. Она же явилась инициатором создания одного из музеев, посвящённых жизни и творчеству Владимира Галактионовича.
Начало литературной деятельности В. Г. Короленко относится к концу 1870-ых гг. Однако первый его рассказ «Эпизоды из жизни “искателя”» не вдохновил М. Е. Салтыкова-Щедрина и не был напечатан в журнале «Отечественные записки» (чуть позднее его опубликовало «Слово»).
В это же время писатель снова оказывается в ссылке. Ему довелось побывать в Вятской губернии, Вышнем Волочке, Томске. На вольном поселении в Перми он служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге, давал частные уроки. Приходилось ему заниматься и тяжёлым крестьянским трудом (вот откуда у него знание психологии и привычек селян).
И всё-таки, невзирая на все сложности, к середине 1880-ых гг. ярко раскрылось литературное дарование Короленко. Поклонники полюбили такие его новеллы, как «Сон Макара», «Ат-Даван», «Слепой музыкант». Сюжеты Владимир Галактионович брал в основном из жизни близких и знакомых людей. Он вдохновенно писал об их переживаниях и проблемах, что привносило в его реалистический в целом метод романтическую окраску.
Ну, а в 1885 году вышла повесть «В дурном обществе». Будучи переработанной (сокращённой) для детского чтения, в следующем году она получила название «Дети подземелья» и появилась на страницах журнала «Родник». Сам автор высказался о таком подходе неодобрительно: «Есть у меня некоторое предубеждение против специальных изданий для юношества: ведь это нужно заручаться специальными одобрениями «для школьных библиотек». «В дурном обществе», например, так и идёт в десятках тысяч экземпляров дешёвых изданий в сокращённом и обкромсанном виде. А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в этом обкромсанном виде, а уже потом получать его в полном».
В «Детях подземелья» в житейской ситуации сталкиваются представители разных сословий. Особым сочувствием пронизаны слова писателя по отношению к тем самым детям – Валеку и его сестре Марусе. Но, если копнуть поглубже, получается, что бремя невзгод вынуждены тянуть выходцы из разных социальных классов. Рассказ этот довольно грустный, зато в нём есть главное: сострадание к человеку.
С данного произведения началось самое плодотворное для Владимира Короленко десятилетие, и провёл он его в Нижнем Новгороде. Известным его имя сделала книга избранных творений под скромным названием «Очерки и рассказы». Однако появилась не только возможность публиковать свои произведения: так, в 1893 году писатель пересёк океан, чтобы посетить Всемирную художественно-промышленную выставку в Чикаго. По следам американских впечатлений была написана книга «Без языка».
Любимыми героями Короленко были люди, оказавшиеся в трудных обстоятельствах, но не сломленные, не падшие духом и тянущиеся в свету (кстати, так в обиход и вошла его фраза: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»). А таковых он на своём веку повидал немало. Литературная общественность признала талант писателя: произведения, написанные, по словам одного из критиков, «о живых людях живым языком», привлекали внимание.
В этот и последующий периоды Владимир Короленко создаёт не только художественную прозу, но и публицистику, работает редактором журнала, ведёт активную общественную жизнь (например, занимается организацией помощи голодающим). Он утверждает принцип гражданской ответственности и неустанно напоминает о предназначении интеллигенции, создавая вдохновенные очерки о Н. Г. Чернышевском, В. Г. Белинском, Г. И. Успенском и других «столпах» русской общественной мысли.
Февральскую революцию писатель встретил с воодушевлением, видя в ней возможность обновления страны, а вот к Октябрьскому перевороту отнёсся прохладно. Уже будучи тяжелобольным, отказался уехать на лечение за границу: совесть его требовала оставаться на Родине и по мере сил помогать самым разным людям. Короленко писал наркому просвещения А. В. Луначарскому обращения в их защиту, не поддерживая методы, с помощью которых большевики намеревались строить социализм. Необходимость возрождения страны он связывал с другим подходом (цикл очерков с эмоциональным названием «Земли´! Земли´!» и др.).
К сожалению, самое крупное (и последнее) произведение В. Г. Короленко «История моего современника» осталось незаконченным. Издавалось оно с 1922 по 1929 гг. и, по сути, обобщило его взгляды на жизнь.
Скончался писатель 25 декабря 1921 года в Полтаве (причиной смерти стала пневмония). Эта печальная новость не вызвала большого общественного резонанса, но, без сомнения, расстроила почитателей таланта Владимира Короленко – профессионального литератора и гражданского деятеля.
Максим Горький впоследствии вспоминал: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил Владимир Галактионович с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день».