Главная/Блог/Булгаков Поединок с судьбой. К юбилею

Булгаков Поединок с судьбой. К юбилею

YDNoArH-TQ8

Михаил Булгаков: Поединок с Судьбой

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова вернулось к нам только в 1960-ые годы, а в полном объёме – в период Перестройки (в том числе и благодаря кинематографу: кто же не видел фильмы «Собачье сердце» и «Иван Васильевич меняет профессию»?). На сегодня это один из самых читаемых писателей советского времени. О жизни и феномене его произведений порассуждаем в данной статье, приуроченной к 130-летию со дня рождения этого выдающегося автора.

Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье профессора духовной академии и учительницы гимназии. Он был старшим ребёнком (позднее на свет появились ещё два мальчика и четыре девочки). Константин Паустовский впоследствии вспоминал: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвлённая, насквозь интеллигентная семья <…> За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодёжи, беготня, смех, споры и пение».

Образованием детей занималась мать, полностью посвятившая себя им после их рождения. У Михаила и у его братьев и сестёр были все возможности для духовного роста: в доме имелась хорошая библиотека. Любовь к чтению проявилась у будущего писателя довольно рано: среди любимых в детстве авторов были Александр Пушкин и Лев Толстой, Фенимор Купер и Михаил Салтыков-Щедрин. Но особое место навсегда заняло творчество Николая Васильевича Гоголя (собственно, это заметно и по произведениям самого Булгакова).

В 1901 году Михаила зачислили в престижную Первую Киевскую мужскую гимназию. Учёба давалась ему легко, а кроме неё мальчик пел в гимназическом церковном хоре, играл в футбол и катался на коньках. Но главное – уже тогда, обладая богатой фантазией, он пробовал сочинять (это преимущественно были короткие рассказы о городских жителях). Вновь предоставим слово К. Паустовскому: «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Всё это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора <…> Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев – его творческое юношеское воображение».

Перемены в судьбе юноши наступили в 1907 году, когда умер его отец. Большой семье пришлось нелегко. Михаил Булгаков начал подрабатывать репетиторством, а летом служил кондуктором на железной дороге. Его мать стала преподавать на вечерних женских курсах и стремилась к тому, чтобы дети, несмотря на все трудности, нашли своё место в жизни. Она говорила: «Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет – это образование».

В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета. На его решение не в последнюю очередь повлиял тот факт, что два его дяди работали врачами в Москве и Варшаве и вполне прилично зарабатывали.

А ещё через два года Булгаков познакомился с Татьяной Лаппа, которая приехала из Саратова к родственникам на каникулы. Они влюбились друг в друга, и впоследствии Татьяна стала его женой.

Неизвестно, как сложилась бы судьба и молодой семьи, и самого Булгакова, если бы не Первая мировая война. Студент-медик четвёртого курса дежурил в лазарете Красного Креста: раненых было много. Туда же устроилась и Татьяна. Михаил пробовал уйти на фронт, однако из-за болезни почек его признали негодным к несению военной походной службы.

И всё же добровольцем он побывал, получив в 1916 году степень лекаря с отличием. Во время «Брусиловского прорыва» Булгаков работал во фронтовом госпитале сначала в Каменец-Подольском, а затем и в Черновцах. Однако в сентябре того же года его отозвали: ведь опытные врачи ушли на фронт, и в сельских больницах катастрофически не хватало людей. Так Михаил получил назначение в Смоленскую губернию, став не просто заведующим, а и единственным врачом Никольской земской больницы.

Трудно даже представить тот объём испытаний, с которыми пришлось столкнуться молодому человеку. Ему приходилось делать всё: принимать роды, ампутировать руки и ноги, лечить нарывы. А если прибавить к этому большие расстояния и бездорожье, нехватку медикаментов и неграмотность населения? Проведённый в глубинке год стал суровой практической школой, серьёзным испытанием на прочность. Это уже позднее Михаил Булгаков с присущей ему иронией опишет некоторые особые случаи в рассказах из цикла «Записки юного врача». А тогда…

В стране тем временем Февральская революция сменилась Октябрьской. Период хаоса и неразберихи продолжался, а вскоре он вылился в гражданскую войну. Вернувшаяся в Киев семья познала все «прелести» революционного быта: власти постоянно менялись, и всем были нужны врачи. Михаил старался избежать мобилизации, однако в сентябре 1919 года его направили военным врачом во Владикавказ. Там он заболел тифом, а когда выздоровел, в городе уже были красные.

Нужно было решать, как и на что жить дальше. Михаил Булгаков не хотел участвовать в братоубийственной войне, а потому решил сменить специальность и стать писателем. Он устроился на работу во Владикавказский ревком, где заведовал литературной и театральной секциями. Там он организовывал литературные вечера, публичные чтения, лекции по истории культуры, но главное – ставил на сцене пьесы, которые сам и писал. Михаил сообщал своему брату Константину об успехе драмы «Братья Турбины»: «Ты не можешь себе представить, какая печаль была у меня в душе, что пьеса идёт в дыре захолустной, что я запоздал на четыре года с тем, что я должен был давно начать делать – писать».

В 1921 году почувствовавший своё предназначение автор переехал в Москву. Однако всё оказалось не так просто, да и время было тяжёлое. Он брался за любую работу: пробовал себя в качестве актёра, сотрудничал с различными изданиями (сначала как корреспондент, а потом и как писатель). На их страницах появились первые его сатирические рассказы, главы из повестей «Записки на манжетах» и «Дьяволиада». Ходить за сюжетами далеко не приходилось: их в изобилии подкидывала сама жизнь – и, приправленные буйной фантазией, они превращались в полноценные художественные произведения.

Постепенно сложился особый творческий стиль Булгакова, в котором сплелись реальность и абсурд, неприглядная правда и буйный вымысел, язвительная сатира и горькое сожаление. Евгений Замятин писал: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт, быстрая, как в кино, смена картин». Вскоре Михаил Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей, а с 1925 года стал сотрудничать со студией МХАТ и Театром имени Вахтангова в качестве драматурга. У него уже был написан роман «Белая гвардия», впоследствии переработанный в драму под названием «Дни Турбиных», и несколько новых пьес. Это было весьма плодотворное время для писателя.

Однако вскоре начались неприятности. Имя писателя стало широко известным (после успеха повести «Роковые яйца» и удачного театрального дебюта), и это вызвало пристальное внимание со стороны властей. Ещё одна драма о событиях гражданской войны под названием «Бег», написанная для МХАТа, была запрещена. Причём резолюцию поддержал, ознакомившись с пьесой, лично Иосиф Сталин: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, – стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление».

А в 1929 году главный комитет по контролю за репертуаром снял с постановки все пьесы Булгакова. Писатель, таким образом, остался без дохода и пребывал в полном отчаянии. Идти против собственной совести он не хотел. Написанная в этот период очередная пьеса под названием «Кабала святош» (которую потом тоже запретили) отчасти стала автобиографической: главный герой в ней (не кто иной, как знаменитый драматург Мольер) – неудобный для короля и духовенства писатель, которому постоянно пытаются навредить другие действующие лица.

Булгаков подаёт заявление о выходе из Союза писателей СССР и 28 марта 1930 года вторично просит разрешение на эмиграцию (в первый раз ему отказали), на сей раз подробно поясняя, в какой ситуации он оказался и почему больше не может продолжать работу в СССР: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, – мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». И далее: «Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо». Но: «Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссёра <…> Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста режиссёра и автора, который берётся добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес вплоть до сегодняшнего дня».

И вот далее произошла история, ставшая литературной легендой. Не прошло и месяца, как в квартире, где тогда проживал Булгаков, раздался телефонный звонок. Писателя соединили со Сталиным (во что сначала он даже не поверил). Завязался диалог, когда тот сказал следующее:

– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?

– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся…

(приводится по воспоминаниям Е.С. Булгаковой)

Так в мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссёра во МХАТ. Это позволяло ему выживать, но не приходилось даже и мечтать о том, чтобы увидеть реализованными свои собственные литературные замыслы (в том числе и написанную ранее повесть «Собачье сердце»). Писатель говорил своему другу Павлу Попову: «И вот к концу своей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли? Я смотрю на полки и ужасаюсь: кого, кого ещё мне придётся инсценировать завтра? Тургенева, Лескова, Островского? Последний, по счастью, сам себя инсценировал, очевидно предвидя то, что случится со мною в 1929 и 1931 году».

В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской. И это оказалось любовью на всю оставшуюся жизнь. С этой женщиной связана непростая история: Шиловская была замужем за высокопоставленным чиновником. Когда её отношения с Булгаковым открылись, супруг Шиловской отказался давать развод и запретил видеться с писателем. Однако спустя год он всё-таки сдался и разрешил жене уехать.

Шиловская помогала Булгакову во всём: печатала под диктовку произведения, вела все его дела. Она стала его настоящим ангелом-хранителем, творческой музой, а также – более чем вероятно – прообразом главной героини самого известного его произведения. Писал он его много лет, то энергично и вдохновенно продвигаясь вперёд, то оставляя замысел на долгое время, а то перекраивая уже созданные главы, да и сам сюжет. Кроме того, официальная работа – инсценировка произведений для театра – отнимала немало сил, хотя приносила порой и истинное творческое удовлетворение.

Да, вершиной литературного творчества Михаила Булгакова, его «magnum opus», как мы знаем, признают роман «Мастер и Маргарита». Более того, многие считают его лучшим русским романом ХХ века. Почему? Что в нём такого особенного?

Вообще любое произведение, которое становится «вехой» в истории литературы, предлагает новый взгляд на реальность и на нас самих. Интересен вопрос и о том, как именно выражен этот взгляд – в данном случае мы говорим о художественных средствах и о языке, которым написано это произведение (авторский стиль).

Сейчас искушённого читателя трудно чем-либо удивить: прошедший век породил (и не только в литературе) множество самых разнообразных форм и экспериментов. Но в том-то и дело, что столетие назад заявленный Булгаковым метод изложения был непривычен. Капиталистический или социалистический, реализм всегда предлагал (и предлагает) традиционный угол зрения: мы довольно легко можем вообразить себе представленные в тексте события, поступки и душевные переживания героев и т. п.

Но появление в Москве 1920-ых годов Сатаны и его свиты? Позвольте, для чего понадобилось столь фантастическое допущение писателю?

Ответ может прозвучать так: для того, чтобы показать, что конкретное зло в нас самих более значимо, чем некое абстрактное, разлитое «везде и нигде». И творим мы его сами, своими руками, чаще всего даже не замечая этого. Конечно, «со времени Иисуса невиновных нет», как пел Егор Летов, однако Булгаков показывает Москву и её жителей, погрязших пусть не в грехах, а в грешках, не в страстях, а в страстишках, которые, тем не менее, омерзительны именно своей мелочной природой. Звания и привилегии, взяточничество и прелюбодеяние, борьба за «тёплое место под солнцем» и тот самый «квартирный вопрос»…

Алёна Солнцева: «…мелкая "сволочь" так замусорила пространство жизни, что для победы потребовалось вмешательство "нечисти" иного масштаба».

Судьбы героев – главных и второстепенных – и реализуются в этом пространстве. При этом физическая победа добра в обыкновенной земной жизни, по всей видимости, действительно возможна лишь в случае участия потусторонних сил извне. Но метафизическую одерживает тот, кто не изменил себе, не отказался от своей мечты и своего предназначения. Как мы помним из текста романа, это Мастер, создававший рукопись произведения именно о том, что было для него значимо (то есть вне всяческой конъюнктуры), и это бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, открывший для себя (и для людей) гармоничное мировоззрение, позволяющее быть выше всего земного благодаря истине, выраженной в словах «Бог есть Любовь».

Многое можно написать об этом романе – и многое действительно сказано в довольно значительном количестве работ, в которых представлены самые разные точки зрения. Возвращаясь к вопросу, почему «Мастер и Маргарита» так популярен и сейчас, отметим коротко его достоинства (разумеется, нижеизложенные аргументы можно корректировать и даже оспаривать вплоть до решительного их отрицания):

– вечная актуальность (столкновение добра и зла, природа человеческих пороков, любовь, преданность идеалам, взаимоотношения личности и общества будут интересовать нас всегда);

– многоплановость (три сюжетных линии, реальное и фантастическое, эффектность и серьёзность, философская глубина и занимательность текста и т. д.);

– кинематографичность (современная культура во многом базируется на визуализации, и героев произведения – равно как и ситуации, в которые они попадают – нетрудно представить на экране);

– цитируемость (многие вошедшие в роман фразы стали крылатыми, что вместе с «осязаемостью» персонажей отлично работает на запоминаемость и дальнейшую читательскую работу над текстом на уровне воображения);

– в итоге имеем бесспорное мастерство Булгакова как художника (великолепная фантазия, образность и стилистика, в частности лёгкость изложения и юмор).

Михаил Булгаков любил подчёркивать: «Я писатель мистический». Именно вокруг этого романа сложилась соответствующая аура. Причём в данном случае следует говорить не только о самом тексте, но и об истории его создания. Там было много всего: 12 лет напряжённой работы; сожжённый первый вариант (как тут не вспомнить судьбу второго тома романа «Мёртвые души»?); множество названий; последняя правка, внесённая автором буквально за месяц до смерти, последовавшей 10 марта 1940 года; борьба его вдовы за публикацию – и пророческие предсказания о том, что «Мастер Маргарита» будет напечатан (и прогремит!) только спустя 50 или 100 лет. Действительно, так и произошло: в позднесоветское время это произведение стало главным русским бестселлером, причём как у нас, так и на Западе. По этому роману буквально сходили с ума. Могло ли такое случиться, будь он слабым с художественной точки зрения? Конечно, нет.

В любом случае венцом творческого пути М.А. Булгакова стал именно роман «Мастер и Маргарита», принесший его создателю всемирную – хоть и посмертную – славу. И, несмотря на обилие исследовательской литературы, посвящённой этому произведению, едва ли найдётся человек, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашёл ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Поэтому данное творение автора по-прежнему ждёт своих пытливых читателей, а новые поколения ценителей литературы наверняка будут открывать его для себя вновь и вновь.

 

Бесплатная доставка
Кухонный гарнитур «ARMANDO»
* Данный комплект мебели можно изготовить любого цвета, размера и дизайна!
Ширина:
170 см
Глубина:
70 см
Высота:
270 см
Фасад:
ЛДСП
Каркас:
ЛДСП
Характеристики
Характеристики
Текст
Заголовок
Текст
Ключевые факторы
Ключевые факторы
Задача организации
Задача организации
Базовые сценарии
Базовые сценарии
Показать
Скрыть
Текст
Заголовок
Текст
Ключевые факторы
Ключевые факторы
Задача организации
Задача организации
Базовые сценарии
Базовые сценарии
Показать
Скрыть
/
3
/
3
Лужская централизованная библиотечная система
Библиотечно-библиографическое обслуживание
Все права защищены.
ИНН 400000008
ОГРН 1000000000004
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; какие страницы открывает пользователь) в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Контакты
Ленинградская область. г. Луга, пр. Кирова д.75
Показать на карте
Свяжитесь с нами
Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами в течении 15 минут.
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
FormaVs