Главная/Блог/Валентин Катаев: Белогвардеец, богач, любимый советский писатель.

Валентин Катаев: Белогвардеец, богач, любимый советский писатель.

YDNoArH-TQ8

 

Советский писатель Валентин Петрович Катаев, юбилей которого мы отметим 28 января, прожил долгую и насыщенную жизнь. Говорят, что по его биографии можно изучать целый пласт истории страны – от Николая II до Михаила Горбачёва.

Советские школьники зачитывались такими его произведениями, как «Сын полка» и «Белеет парус одинокий», поэтому в нашем восприятии он остаётся прежде всего детским автором. Однако в творческое наследие Катаева входят многочисленные романы, рассказы, повести (всего более 130 произведений).

На стыке двух столетий – а именно в 1897 году – родился человек с удивительной судьбой. Её повороты бывали порой столь резкими и неожиданными, что при их изучении отчётливо понимаешь, насколько по-разному могла сложиться его жизнь.

А начало её было положено в Одессе – шумном южном городе, известном своим неповторимым говором и неподражаемыми традициями. Семья была вполне благополучной: отец Пётр Васильевич – преподаватель в духовном училище, мать Евгения Ивановна – генеральская дочь.

Дети супругов Катаевых пронесли страсть не только к чтению книг, но и к написанию их через всю жизнь. Вспомним такой факт: младший брат Валентина Петровича Женя тоже стал известным писателем под псевдонимом Евгений Петров. Если это имя ни о чём вам не говорит, вспомните имя его соавтора Ильи Ильфа и книги «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Кстати, идею для сюжета первого романа этой дилогии подсказал именно Валентин Катаев…

Увы, но мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления лёгких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, так больше и не женился. С воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны, которая очень старалась, но полностью заменить маму, конечно, не могла.

Сгладить горечь утраты частично помогало творчество. Валентин начал писать стихи, и вот в 1910 году в газете «Одесский вестник» впервые появилось его произведение – оно называлось «Осень». Незатейливое название, но самое главное заключается в том, что впоследствии в редакции охотно принимали сочинения одарённого юноши, в том числе рассказы и фельетоны.

Этот бесценный опыт по-настоящему удалось применить лишь много лет спустя. Текущую повседневную жизнь прервала война. Вначале патриотический «градус» настроений был довольно высок, и Валентин, даже не окончив гимназию, отправился добровольцем на фронт. Там он прошёл путь от рядового артиллериста до подпоручика, был демобилизован осенью 1917 года по состоянию здоровья и вернулся домой с двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени. За проявленное мужество ему даже пожаловали личное (то есть не передающееся по наследству) дворянство. Однако важнее всего было то, что он сумел остаться в живых, притом что получил два ранения и пережил отравление ядовитыми газами.

А тут грянула Гражданская война, и судьба Валентина Катаева – впрочем, как и многих других людей в то время – начала совершать удивительные кульбиты. Сначала он воевал в войсках гетмана Скоропадского, потом вступил в Добровольческую армию Деникина и состоял в команде бронепоезда «Новороссия», затем чудом избежал расстрела в одесской тюрьме за контрреволюционную деятельность, а уже в 1919 году командовал артиллерийской батареей на стороне Красной Армии. Ему фантастически повезло: чекист Яков Бельский поверил в то, что бывший офицер, сражённый сыпным тифом и только-только приходящий в себя, симпатизирует советской власти, и заступился за него.

Впоследствии писатель тщательно скрывал обстоятельства этого периода своей жизни. Удивительно, но ни под какие репрессии он не попал.

С 1922 года с переездом в Москву в жизни Катаева начинается новый этап. Он становится сотрудником газет («Гудок», «Правда», «Труд», «Рабочая газета»), однако избирает не журналистский, а писательский путь. Впрочем, тогда, в эпоху НЭПа, в любой печати была востребована сатира. Валентин Катаев публикует пару сборников рассказов, высмеивая в своих произведениях пошлость и мещанство. А его комедии «Растратчики» и «Квадратура круга», созданные во второй половине 1920-ых, неоднократно ставились на театральных сценах. Они нравились и Максиму Горькому, и Константину Станиславскому – а это, как вы понимаете, было настоящим пропуском в мир литературной и театральной богемы.

Удача улыбнулась молодому писателю ещё раз, когда огромную популярность завоевала в стране его повесть «Белеет парус одинокий». Вскоре по этому произведению сняли одноимённый фильм. Уже после войны тема была продолжена: «Волны Чёрного моря», «Хуторок в степени» и «За власть Советов» (последняя известна также – в другом варианте – под названием «Катакомбы») в итоге составили тетралогию. Многочисленные переиздания этих и других произведений позволяли Катаеву вести довольно обеспеченную жизнь, хотя он (да, будучи гурманом и сибаритом) никогда не воспринимал богатство в качестве самоцели.

Ну, а в 1940 году были написаны сказки для детей «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик», которые также полюбило не одно поколение советских читателей.

Во время Великой Отечественной войны Валентин Катаев служил военным корреспондентом, но и литературный труд не оставлял. И вот в 1945 году появилась известная всем повесть «Сын полка», в которой образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в те страшные военные годы. Это произведение было удостоено Сталинской премии и сделало её автора классиком детской литературы.

Мы видим, что большинство написанных Катаевым в это время произведений можно считать условно-биографическими. Даже в героях повести «Белеет парус одинокий» Пете и Павлике, вовлечённых в круговорот событий на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Валентина Катаева и его брата Жени. Ну, а местом действия подразумевается, конечно же, Одесса. Именно одесский юмор и колорит, лихо закрученный сюжет, умение подмечать и описывать трудноуловимые ощущения и подробности (не зря же Катаев считался учеником Бунина!) привели автора к громкому успеху.

Не вполне таков был роман «Алмазный мой венец», работа над которым велась в середине 1970-ых гг. Хотя критики, наоборот, называли его мемуарным, сам писатель с такой трактовкой не был согласен и утверждал: «Это свободный полёт моей фантазии, основанный на истинных происшествиях». Как это часто бывает, художественная реальность оказалась в литературном произведении сильнее объективной. Перед читателями предстаёт литературная жизнь Москвы 1920-ых гг. И взгляд этот несколько необычен: в нём переплелись воспоминания, воображения и тонкие рассуждения о творчестве. Как всякий большой художник, Катаев искал – и находил – свой собственный стиль, отличный от соцреализма, каноны которого уже начали восприниматься тогда в качестве набора штампов и клише.

Однако этот «венец» ещё не был венцом ни жизни, ни творчества. Вернёмся в первое послевоенное десятилетие. Страна ещё не оправилась после вызванных войной тяжёлых потрясений. На самом «верху» понимали, что именно сейчас как никогда требуются жизнеутверждающие произведения, и одним из таковых стала пьеса Валентина Катаева под названием «День отдыха». Этот наполненный праздничной атмосферой водевиль со счастливым финалом позволял хотя бы на время отвлечься от трагедий, придавал силы и веру в то, что завтрашний день обязательно будет лучше.

А в 1955 году Валентин Катаев стал редактором журнала «Юность» и проработал на этом посту семь лет. В его понимании молодость была не возрастным признаком, а состоянием души. Поэтому и выглядело всё нестандартно – и по оформлению, и по содержанию. К сотрудничеству привлекались талантливые писатели, что и позволило журналу в кратчайшие сроки стать самым популярным литературным изданием в стране. «Засияли новые имена, и тираж «Юности» пополз вверх, как температура у гриппозного больного», – вспоминал сам Катаев. Журнал стал настоящей трибуной для Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина, Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Читателям запомнились публикации «Путешествия на “Кон-Тики”» Тура Хейердала, первого милицейского детектива «Дело “пёстрых”» Аркадия Адамова, «Приключения Кроша» Анатолия Рыбакова и многие другие произведения.

Затем Валентин Катаев полностью смог посвятить себя литературе. Один за другим выходят его публицистическая повесть о Ленине «Маленькая железная дверь в стене», лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец», «Трава забвенья», «Кубик» (всё это в 1960-ых).

Последними книгами писателя стали повесть «Уже написан Вертер» (о буднях одесского ЧК) и «Юношеский роман», построенный на письмах с фронта и на фронт. Действие описывает историю любви молодого солдата к генеральской дочке на фоне Первой мировой войны.

Несмотря на то, что Катаев был вполне себе советским писателем, он позволял себе порой свободно высказывать собственное мнение, иногда довольно сильно расходящееся с общепринятым (и особенно с точкой зрения «руководящей и направляющей»). Как сказал сам писатель в «Траве забвения», «Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений». Неприятностей при таком подходе к жизни было не избежать. Хорошо, что во власти находились умные, дальновидные люди, почитатели его таланта, которые не позволяли начать травлю писателя. К таковым относился, например, Михаил Суслов, ведавший в КПСС вопросами идеологии. Он был знаком с творчеством Валентина Катаева ещё до войны, и именно с его подачи новые произведения автора беспрепятственно могли увидеть свет.

При этом писатель мог быть убедительным в своей лояльности, научившись не переступать опасную грань и выглядеть в глазах власти благонамеренным. Становиться диссидентом в его планы не входило. И представить в эмиграции он тоже себя не мог. В восприятии Катаева, судя по всему, важным было то, что сохранялась большая страна с мощной государственной поддержкой литературы, – а раз так, отчего б и не жить, отчего б и не творить?

…Писатель скончался 12 апреля 1986 года в Москве, немного не дожив до своего 90-летнего юбилея. Ныне интерес к его творчеству возрождается – не в последнюю очередь благодаря усилиям писателя Сергея Шаргунова, написавшего о Катаеве книгу, вышедшую в знаменитой серии «ЖЗЛ».

 

Леонид Билютин. методист цгб.

Лужская централизованная библиотечная система
Библиотечно-библиографическое обслуживание
Все права защищены.
ИНН 400000008
ОГРН 1000000000004
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; какие страницы открывает пользователь) в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Контакты
Ленинградская область. г. Луга, пр. Кирова д.75
Показать на карте
Свяжитесь с нами
Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами в течении 15 минут.
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
FormaVs