О влиянии произведений Фёдора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) как на всемирную литературу, так и на творчество отдельных писателей написано многое. Бесполезно даже пытаться рассмотреть этот вопрос в полном объёме в рамках отдельно взятой статьи. Здесь разве что можно обозначить – да и то лишь в общих чертах – основы художественного метода писателя, который сделал его классиком русской литературы и вывел известность его имени далеко за пределы нашей страны.
Дело, конечно, в способе изображении реальности. По состоянию на вторую половину XIX века он оказался действительно новаторским. Исследователи считают Ф. М. Достоевского создателем нового литературного жанра – полифонического романа. Попробуем разобраться, что же это значит.
Ранее герои произведений, как правило, легко делились на главных и второстепенных. Нельзя сказать, что у Достоевского совсем нет такого деления, однако практически каждый его герой – носитель какой-то идеи, своеобразной философии жизни, которой он руководствуется и которую озвучивает посредством авторского воображения. В этом смысле романы писателя приближаются, с одной стороны, к драматургии, а с другой являются новым словом в психологии – науки о душе человека и мотивах его поступков. Достоевский, применяя художественные средства, пытается разобраться в потаённых движениях чувства и мысли своих героев, в причинах их действий и поведения.
В книгах Достоевского, таким образом, действует целый «хор» рассказчиков, каждый из которых пытается донести до читателя своё видение мира и понимание правды. Реальность становится более многомерной, состоящей из совокупности «версий», предлагаемых героями произведений. Мы можем выбирать любую, тем более что автор, стремясь к предельной объективации, показательно самоустраняется, когда речь заходит об оценке тех или иных поступков. Рассудить героев должна сама жизнь – такова, по всей видимости, концепция Достоевского.
При этом, не претендуя на некое «окончательное» знание о делах человеческих, писатель исподволь подводит нас к мысли о том, что по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто живёт по совести. Душу такого человека не терзают угрызения, он не противопоставляет себя миру и другим людям и не идёт, таким образом, по гибельному для себя пути отрицания всего сущего.
Однако людям часто приходится делать нравственный выбор между добром и злом. Значение творчества Достоевского в том и состоит, что он как никто другой до него сумел показать состояние человеческой души в «пограничной», критической ситуации. И это стало подлинным открытием в мировой литературе.
Удержаться в моменты сомнений помогает, по мысли писателя, вера. В бога (можно с большой буквы), в людей, в идеалы. Хотя мы и прекрасно знаем, что наличие высшей силы принципиально недоказуемо, человеческая природа двойственна, а «благими намерениями вымощена дорога в ад». Однако без высоких стремлений человек легко превращается в мерзкую, подлую скотину. И Достоевский прекрасно описывает многочисленные примеры подобного морального падения своих героев. Но тут же стоит и заметить, что никому из них он не отказывал в возможности нравственного возрождения.
Сам писатель, размышляя о том, что же всё-таки удерживает жизнь на краю пропасти, вывел формулировку: «красота спасёт мир». Коротко, ясно и многомерно, как всё настоящее. Сколько было сломано копий вокруг этой философской максимы! Каждый волен понимать её по-своему, и, пожалуй, мы не будем разводить полемику с целью определить единственно правильное восприятие этой ставшей расхожим афоризмом фразы. Важно то, что сам Достоевский явно представлял себе красоту как конечное, идеальное воплощение замысла Творца (а в бога он, как известно, верил). И задача человека на время пребывания здесь, в этой реальности – познать её величие, преобразовав свою жизнь в соответствии со служением этой красоте.
Человек как творение божие тоже является причастным к красоте, но лишь в потенциале. Он не есть «мера всех вещей», а всего лишь инструмент восприятия всего сущего, в том числе и себя самого. Он – тайна, которую предстоит разгадать. Оттого так важно не поддаться влиянию гибельных идей: хорошо всё то, что обогащает мир и приводит к более глубокому его пониманию, а не разрушает его. Вспомним знаменитую фразу писателя о том, что счастье всего человечества не может быть построено на слезинке хотя бы одного ребёнка.
Несовершенство жизни коренится именно в том, что люди, выстраивая самые разные умозрительные конструкции, забывают о самых простых принципах общежития и доставляют тем самым немало страданий не только себе, но и другим. «Не делай того, чего не пожелаешь в отношении себя». «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». И десять библейских заповедей. Куда, казалось бы, проще?
Но в том-то и дело, что руководствоваться этими правилами в повседневной жизни ой как непросто! Достоевский приводит целую галерею персонажей, чувствующих несправедливость жизненного устройства, страдающих от его несовершенства. Естественно предположить, что столь трагическое мировосприятие предполагает и некую ответную реакцию. И отношения героев с миром людей, внешним миром вообще столь же разные, как и сами эти герои.
Озлобление по отношению к неправедному миропорядку вызывает стойкое желание его переделать. Оттого так много у Достоевского героев, увлечённых революционными идеями. Писатель, однако, переносит акцент на личность самого человека, утверждая необходимость достижения гармонии в его душе. Не то чтобы от этого как-то изменятся внешние обстоятельства. Но их восприятие станет другим. Иначе говоря, не усовершенствовав природу человека, невозможно построить более справедливое общество (иначе как раз получаем «благими намерениями…»). Фактически Достоевского можно считать родоначальником фразы «начни с себя». Только вот адепты её зачастую забывают, что для достижения правильного эффекта применять это «руководство к действию» необходимо не избранному кругу лиц, а всем без исключения.
Именно человек многое повидавший, переживший и перестрадавший способен возвыситься над жизнью и многое в ней понять. Принесёт ли ему это какое-либо счастье – другой вопрос. Но правильно усвоенный жизненный урок очистит душу от скверны и всего наносного – такова заповедь великого русского писателя Ф. М. Достоевского. И, хорошо представляя себе его жизненный путь, мы знаем, что именно такому примеру он сам и последовал.
Леонид Билютин. методист цгб.